В каком законе перечислены основания отмены запрета въезда в РФ?

В моей практике в общении с клиентами часто возникает вопрос – где, в каком законе можно прочитать перечень оснований, по которым должен быть отменен запрет и как он должен исполняться?

Ответ вроде бы лежит на поверхности – эти самые основания и порядок часто упоминаются в форумах, в наших группах в соцсетях,  периодически их перечисляют и сами  УФМС в своих ответах на обращениях, мои коллеги и я упоминаем их в своих консультациях… Иногда возникают даже споры – почему, например, по патенту то снимают запрет, то не снимают?

Так где же все эти основания указаны, к какому закону нужно обратиться, что окончательно все понять и расставить все по местам?

Как ни странно – нигде.

В настоящее время сфера неразрешения въезда в РФ (запрета) в законодательстве практически не урегулирована, все существует только в виде редких упоминаний в законах и не более того…

Сам запрет основывается на положениях ст. ст. 26 и 27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», но там только упоминаются обстоятельства, при которых он может быть применен (знакомые многим ч. 4 и ч. 8 ст. 26 и иные нормы). Более в законах этот термин практически нигде не раскрывается.

В открытых источниках можно найти упоминание Наставления по организации деятельности Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан  и лиц без гражданства, но это документ от 2009 г. и относится и к процедуре запрета он практически не имеет отношения.

ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» также упоминает неразрешение въезда в назывном только порядке.

Все остальное  — таится в недрах ФМС России… В официальных открытых источниках нормативных актов ФМС нет, а получение информации о них в самом ведомстве наталкивается на постоянное сопротивление и предоставление только общеизвестных сведений.

На данный момент известно, что порядок постановки запрета въезда и основания отмены запрета оговорены в Письме ФМС России № МС-2/2/1-10620 от 20.08.2013г., на основании которого в каждом региональном УФМС приказом утверждены Рекомендации о порядке вынесения и отмены решений о неразрешении въезда в РФ.

Однако в открытом доступе эти документы отсутствуют, а поскольку через МинЮст они не проведены, то и их использование носит исключительно служебный и рекомендательный, ориентирующий характер, имеющий значении только для сотрудников службы.

Для окружающего мира это означает, что рассмотрение заявлений по запретам производиться не по особым, специальным правилам, как это должно бы быть, а в рамках работы с обычными обращениями граждан. А перечень оснований – это просто существующий в данный момент времени некий список, из которого в любое время все можно убрать, а можно что-то и добавить, по воле ФМС…

Особенно ярко это выражается в суде, где на вопрос заявителя про нормативную основу отмены запрета, представитель ФМС смело говорит о отсутствии каки-либо ведомственных документов.

Все это создает право суда и ФМС принимать решения не в обязательном порядке, опираясь на требования закона, а делать так – как они посчитают нужным в данный момент, что и происходит в действительности.

Исключением является, пожалуй, только случаи наличия браков с гр. РФ и близких родственников – гр. РФ. Но и здесь, несмотря на наличие Конвенции о защите прав человека и основных свобод, также нет обязательности действия гос.органа по отмене запрета, все постепенно приходит к необходимости доказывания.

Поэтому, сталкиваясь с отменой запрета  — помните, что нужно очень хорошо подготовиться к этой процедуре, как документально, так и со стороны подготовки заявления по делу, особенно если речь идет о судебном процессе, а также быть готовым к доказыванию необходимости отмены запрета, поскольку пока нет законодательно закрепленных оснований отмены, все будет оставаться в руках госорганов.

 

Кандидат юридических наук
иммиграционный юрист
Р.О. Степанов