"Каждым делом должен заниматься профессионал"

"Every business is to be done by professionals"

+7(964) 638-49-37, +7 (926) 040-18-76;

office@rostepanov.ru, rostepanov@list.ru

«Мне закрыли въезд в РФ. Это запрет или выдворение?»

В последнее время ко мне поступает очень большое количество обращений по поводу отмены административного выдворения. При этом подавляющее большинство не видит разницы между запретом въезда и выдворением, считая, что и то и другое можно легко отменить, обратившись в ФМС, и бывают очень удивлены, когда там им отказывают и направляют за отменой выдворения в суд… Так в чем же разница?

Попробуем разобраться.

Не погружаясь в глубины юриспруденции, скажу так: основное отличие выдворения от запрета въезда состоит в сущности самого явления, его инициаторе,  процессе применения и процедуре исполнения.

Запрет на въезд – есть ограничение, применяемое к ИГ в случае совершения им ранее (предыдущие три года) административных правонарушений либо превышение сроков нахождения в РФ. Его вправе применить только ФМС России (в лице региональных УФМС), на срок 3 года. Применение происходит автоматически, без разбирательства, путем выборки по базам данных ФМС. Делает это компьютер, и только потом данные, также без разбирательств, в Контрольный список вносит инспектор УФМС. ИГ в этом случае вообще не уведомляется, а данные по запрету и вовсе являются закрытыми даже для самого ИГ, не предоставляются по запросам (кроме судебных запросов).

Отмена же запрета возможна как путем обращения в УФМС-инициатор, так и в суд (по правилам территориальной подсудности). В целом, процедура обращения в УФМС довольно свободная и не требует специальных форм в документах. В законах все это практически не урегулировано. Но это же и порождает произвол чиновников, в котором порой довольно сложно разобраться.

Совсем другое дело – административное выдворение за пределы РФ.

Оно является видом административного наказания, четко прописано в КоАП РФ (ст. 3.10) и может быть назначено только судом  и только за конкретные виды административных правонарушений (например, ст. 18.8, 18.10 КоАП РФ и пр.).

Административное выдворение  — заключается в принудительном и контролируемом перемещении ИГ через Гос.границу РФ за пределы РФ, либо в контролируемом самостоятельном выезде ИГ из РФ.

Выдворение назначается, как уже говорилось только судом и только в рамках судебного заседания, на котором обязательно участвует сам ИГ. Оформляется судебным Постановлением, в котором четко и конкретно прописано – за что и по каким основаниям оно назначается, какие нарушения вменяются в вину, указываются нарушенные статьи и законы. Копию Постановления ИГ обязательно выдают на руки и законом предоставляется право на апелляционное обжалование в течении 10 суток. В их период, а если подана жалоба, то и на все время ее рассмотрения судебное Постановление не вступает законную силу и не применяется.

Когда апелляционная жалоба отклонена судом либо не подавалась изначально – происходит исполнение выдворения.

Если оно было назначено в принудительном порядке – его исполняют также, путем принудительного доставления на границу РФ и высылки в страну происхождения.

Если был прописан контролируемый самостоятельный выезд – ИГ выезжает сам, на собственные средства, без конвоя и надзора. Исполнением будет считаться отметка сотрудника Погранслужбы о пересечении границы.

Отменить выдворение, конечно, возможно – но только путем судебного обжалования и написания соответствующих жалоб. Процедура четко прописана в КоАП РФ и ГПК РФ, ее несоблюдение влечет отказ в приеме жалобы и невозможности обжалования.

 

Кандидат юридических наук
иммиграционный юрист
Р.О. Степанов