"Каждым делом должен заниматься профессионал"

"Every business is to be done by professionals"

+7(964) 638-49-37, +7 (926) 040-18-76;

office@rostepanov.ru, rostepanov@list.ru

Что такое самостоятельное контролируемое выдворение? Обязательно ли его исполнять?

 

Этот вопрос клиенты задают довольно часто, в заблуждение их вводит тот факт, что суд был, выдворение назначили, а после этого все про них как будто забыли… Никто их не задерживает, ни в какие спеццентры не помещают, принудительно на границу не вывозят – в общем, неужели просто напугали и забыли?

Увы, это, конечно, не так. Просто исполнение административного выдворения, согласно ст. 3.10 КоАП РФ, бывает разным.

В более редких случаях – это помещение в Центр содержание иностранных граждан, подлежащих депортации и выдворению, а далее вывоз на границу и, собственно, перемещение по другую ее сторону. Сценарий довольно жесткий, в законе он называется «принудительное выдворение». Его чаще всего применяют в случаях, когда  иностранец в РФ нигде легально не проживает и не имеет никаких средств для самостоятельного выезда, либо является многократным нарушителем российского законодательства.

Значительно более часто применяется выдворение в другой его форме  — форме самостоятельного контролируемого выезда. Ведущее слово здесь – «контролируемого». С непониманием механизма исполнения такого выдворения связаны  ошибки многих выдворяемых – думая, что если их не выдворили принудительно, то можно самим и не выезжать, либо выехать когда захочется, например, через год-другой…

На самом деле у ФМС, ФСБ и МВД есть нормативные документы – «Наставление по организации деятельности Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденное приказом МВД РФ и ФМС России от 12.10.2009 г. № 758/240 и «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденная приказом ФСБ РФ от 23.12. 2008 г. № 63.

В этих документах предельно ясно прописан порядок контроля и исполнения выдворения в каждой из указанных форм и, в частности, упомянуто, что при самостоятельном контролируемом выезде  — перемещение лица через границу должно состояться через 15 дней после вступления решения суда в законную силу, а сведения Погранслужбы РФ о выезде выдворенного лица в обязательном порядке передается в ФМС и учитывается в миграционном досье, является фактом исполнения решения суда. Просто человек в этом случае покидает РФ сам, без наручников и судебных приставов, путем покупки билета и выезда.

Отсутствие отметки о выезде лица является свидетельством уклонения от наказания и основанием для начала полицейских розыскных мероприятий.

Таким образом, самостоятельность выезда  — нисколько не освобождает лицо от наказания, но лишь смягчает процесс исполнения, контроль же здесь хотя бы и незримый, но обязательно присутствует и в интересах лица все исполнить в срок.

Запрещение же в последующем въезда в РФ – независимо от формы исполнения выдворения – применяется на 5 лет, безальтернативно. Каких-либо вариантов уменьшения этого срока законом не предусмотрено.

 

Кандидат юридических наук
иммиграционный юрист
Р.О. Степанов